Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Фейсбук

Феодор Никитич (во иночестве Филарет) Романов

Святейший Патриарх Филарет

Феодор Никитич (во иночестве Филарет) Романов (1553 – 1633) – сын Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Племянник Царицы Анастасии Романовны, двоюродный брат св. Царя Феодора I Иоанновича. Боярин и наместник в Нижнем Новгороде (1586). В 1590 – участник похода против Швеции в ранге воеводы. В 1593-1594 – наместник Пскова и глава делегации на переговорах с посольством Императора Священной Римской Империи Рудольфа. Воевода правой руки (1596). Пользовался авторитетом и народной любовью. В 1598, после кончины св. Феодора I и пресечения Царского Дома Рюриковичей, некоторыми кругами рассматривался как возможный наследник престола в обход Бориса Годунова (шурина последнего Царя Династии Рюриковичей), но сам никакой оппозиционности не проявлял. В первые годы царствования Бориса I сохранял с ним добрые верноподданнические отношения. Однако зимою 1600/1601 род Романовых стал жертвой подозрительности Царя Бориса I. Братья Никитичи были репрессированы по обвинению в злоумышлении на здоровье и жизнь Государя «ведовством и корением». Александр, Михаил и Василий Никитичи погибли в заключении. Феодор Никитич, как старший в роде, был арестован, разлучен с семьей, насильственно пострижен в монашество с именем Филарет и сослан в Антониево-Сийский монастырь. После гибели Дома Годуновых в 1605 возвращен из ссылки своим мнимым «двоюродным братом»Лжедимитрием I и, после рукоположения, возведен на Ростовскую и Ярославскую митрополичью кафедру. В мае 1606 поддержал переворот, приведший к свержению и умерщвлению самозванца (17/30 мая). По поручению Царя Василия Шуйского возглавил торжества открытия свв. мощей Царевича Димитрия Угличского (1606). Был наречен кандидатом в Патриархи, но Василий Шуйский в последний момент остановил свой выбор на митрополите Казанском Гермогене. В мае 1608, при взятии Ростова войском Лжедимитрия II («Тушинского вора»), попал в плен к тушинцам. Провозглашен Патриархом в Тушинском лагере. Св. Патриарх Гермоген, несмотря на свой суровый нрав, понимал сложность положения митрополита Филарета (Романова) и не подвергал его порицанию за невольную узурпацию патриаршего звания. Освободившись, Филарет вернулся в Москву в мае 1610. После низложения в июле 1610 Царя Василия Шуйского св. Патриарх Гермоген прямо говорил, что законным природным Царем должен считаться юный Михаил Феодорович Романов. Этот факт подтверждает даже несомненный враг Романовых и представитель польских оккупантов гетман Жолкевский. Однако, отстаиваемая св. Патриархом Гермогеном идея легитимной власти, поддерживаемая народом, не нашла еще поддержки в правящих кругах, руководствовавшихся политической конъюнктурой. Осознавая сложность ситуации и избегая возможных обвинений во властолюбии, митрополит Филарет поддержал идею приглашения на российский престол Польского Королевича Владислава, но только при обязательном условии принятия им св. Православия. В сентябре 1610 совместно с князем В. Голицыным Филарет возглавил Великое посольство, отправленное Семибоярщиной под осажденный поляками Смоленск к Королю Речи Посполитой Сигизмунду III. За твердость в отстаивании интересов Православия и России в марте 1611 был арестован Королем и в апреле 1611 доставлен в Польшу, где пробыл в плену до 1619. После призвания Великим церковным поместным и Земским собором 1613 года сына митрополита Филарета Михаила Феодоровича на Царский престол, начались долгие и сложные переговоры с Королем Сигизмундом об освобождении отца Государя и других членов Великого посольства. Филарет вернулся на Родину в 1619 по условиям Деулинского перемирия и был законно избран и возведен на Патриаршую кафедру. В связи с тем, что, если бы не монашеский постриг, именно он должен был по религиозно-правовым представлениям того времени стать Царем после падения Дома Годуновых (как сын первого шурина Иоанна IV Грозного Никиты Романова и двоюродный брат св. Царя Феодора I), Филарет получил титул Великого Государя. Деятельно помогал своему царственному сыну в управлении страной, заботился о совершенствовании духовной жизни, развитии военного дела, культуры и образования. Сыграл важную роль в осуществлении таких общегосударственных мер, как валовое описание земель, реформа органов судопроизводства и податной системы. В 1620 возродил в Москве типографию. Ревностно защищал чистоту Православия и, в тоже время, пресекал мракобесие (как в случае с делом св. архимандрита Дионисия, подвергшегося со стороны фанатиков гонениям за исправление ошибок в Требнике). Заботился о миссионерстве в Поволжье и Сибири. В области внешней политики советовал придерживаться антиавстрийской позиции в ходе Тридцатилетней войны 1618-1648 и стремился к союзу со Швецией. Турцией и Трансильванией против Речи Посполитой. До пострижения состоял в супружестве с Ксенией Иоанновной (во иночестве Марфой) (урожд. Шестовой). Сыновья: Борис, Никита, Лев, Иоанн (все четверо умерли во младенчестве), Царь Михаил. Дочь: Татиана

Please publish modules in offcanvas position.