Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Фейсбук

19 февраля 2012

Под Высочайшим покровительством Главы Дома Романовых в Нижнем Новгороде прошел Фестиваль-конкурс памяти Е.И.В. Великого Князя Константина Константиновича

Под Высочайшим покровительством Главы Дома Романовых в Нижнем Новгороде прошел Фестиваль-конкурс памяти Е.И.В. Великого Князя Константина Константиновича

ОТ ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА

Сердечно приветствую организаторов и участников состоящего под Моим покровительством Фестиваля-конкурса памяти Е.И.В. Великого Князя Константина Константиновича в Нижнем Новгороде, посвященного 200-летию Отечественной Войны 1812 года и грядущему 400-летию окончания Смуты и всенародного призвания на престол Династии Романовых.

Из всех Членов Нашего Дома Великий Князь Константин Константинович внес наибольший личный творческий вклад в развитие великой русской культуры. Он был талантливым поэтом, композитором, общественным деятелем, Президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ныне РАН) и главным начальником военно-учебных заведений – «отцом всех кадет». На стихи Великого Князя, писавшего под псевдонимом К.Р., русскими композиторами создано более 300 музыкальных произведений. Некоторые из них стали поистине народными и пелись по всей России. После революции 1917 года имя Августейшего Поэта оказалось незаслуженно предано забвению, и лишь в последние два десятилетия появилась возможность восстановить справедливость в отношении этого выдающегося человека.

Фестиваль-конкурс, носящий имя Великого Князя Константина Константиновича, открывает неизвестную доселе страницу истории светлого и проникновенного русского романса.

Желаю Вам успехов в певческом соревновании и дальнейшего совершенствования в Вашем замечательном жанре искусства.

Мой Сын и Наследник Великий Князь Георгий Михайлович присоединяется к Моему приветствию и выражает Вам свою искреннюю признательность за Ваши труды и участие.

Храни Вас Господь!

На подлинном собственною Ее Императорского Высочества рукою подписано:

МАРИЯ

Е.И.В. Великая Княгиня Мария Владимировна

Мадрид, 18 февраля 2012 года

Первый Всероссийский фестиваль-конкурс исполнителей русского романса памяти Великого Князя Константина Константиновича (1858 – 1915)

«ВО ИМЯ ДОБЛЕСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ»

17, 18, 19 февраля 2012 года, г. Нижний Новгород

ОБЛАДАТЕЛИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЗОВ:

Специальный приз «За лучшее исполнение произведения Великого Князя Константина Константиновича»– Светлана КОВАЛЕВА, г. Москва («Он уж снился мне когда-то». Музыка К. Р., стихи А. Майкова). Учредитель – Канцелярия Главы Российского Императорского Дома Е. И. В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны.

Специальный приз «За лучшее авторское сочинение на стихи Великого Князя Константина Константиновича»– Ирина НАТАРОВА, г. Дзержинск, Нижегородская область («Научи меня Боже, любить». Музыка И. Натаровой, стихи К. Р.). Учредитель – Российское Межрегиональное Монархическое просветительское движение.

Специальный приз «За лучшее авторское сочинение на стихи участников Отечественной войны 1812 года»– Оксана ОХРИМЧУК, 15 лет, г. Нижний Новгород («Цветок». Музыка О. Охримчук, стихи В. А. Жуковского). Учредитель – Российское Дворянское собрание.

Специальный приз «За лучшее исполнение произведения участников Отечественной войны 1812 года»– Майя САВЕЛЬЕВА, г. Нижний Новгород («Я вижу образ твой». Музыка А. Алябьева, стихи А. Бистрома). Учредитель – Российское Дворянское собрание.

ЛАУРЕАТЫ ПО НОМИНАЦИЯМ

Номинация «Любительское исполнение»

Лауреат I степени – Светлана СИНЮКОВА, Московская область

Лауреат I I степени – Алла АРУТЮНОВА, г. Дзержинск, Нижегородская область

Лауреат I I I степени – Юрий ТРАУБЕ, г. Санкт-Петербург

Номинация «Вокальные ансамбли»

Лауреат I степени – Ансамбль «ЭЛЕГИЯ», г. Балашов Саратовская область

Светлана БАКАЕВА (сопрано); Алина ЛАНИНА (меццо-сопрано); Елена КОБЗЕВА (концертмейстер)

Номинация «Будущее романса»

Лауреат I степени – Вокальный ансамбль «ЛИК»,г. Дзержинск, Нижегородская область. Руководитель Ирина НАТАРОВА

Лауреат I I степени – Анастасия МАРИНКИНА, 13 лет, г. Москва

Лауреаты I I I степени – Анна ТУМАНОВА, 14 лет, г. Нижний Новгород

Оксана ОХРИМЧУК, 15 лет, г. Нижний Новгород

Номинация «Профессиональное исполнение»

Лауреат Гран-при – Екатерина ЛАНЦЕВА, г. Саранск, республика Мордовия

Лауреат I степени – Марина ИГРИЦКАЯ, г. Москва

Лауреаты I I степени – Лу СУНЬ, Китай

Анна БАСИНА, г. Нижний Новгород

Наталья ЛОГИНИЧЕВА, г. Дзержинск, Нижегородская область

Лауреаты I I I степени – Екатерина РОМАНОВА, г. Санкт-Петербург

Герман ДЕСЯТНИКОВ, г. Нижний Новгород

Иван БАЛАШОВ, г. Дзержинск, Нижегородская область

Жюри:

Председатель – Надир Анварович ШИРИНСКИЙ, г. Москва, президент Ассоциации русского романса «Изумруд», лауреат IВсероссийского конкурса исполнителей русского и цыганского романсов памяти нартодного артиста России Н. Жемчужного;

Почетный член жюри – Маргарита Васильевна ШАДРИНА, г. Москва, профессор кафедры академического пения Московского Государственного института музыки им. А. Шнитке, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Всероссийского театрального общества;

Член жюри – Марина Алексеевна ШУТОВА, г. Москва, заслуженная артистка России, лауреат Всероссийского конкурса вокалистов имени М. И. Глинки, лауреат международного конкурса вокалистов имени Марии Каллас (Афины, Греция), солистка Большого театра России;

Член жюри – Ирина Васильевна ШАБОРДИНА, г. Нижний Новгород, доцент кафедры сольного пения Нижегородской Государственной консерватории им. М. И. Глинки, лауреат Всероссийского Волжского конкурса-фестиваля «Романса голос осенний»;

Член жюри – Сергей Васильевич СКАТОВ, г. Нижний Новгород, заместитель директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, поэт и композитор;

Член жюри – Игорь Борисович ГРИГОРЬЕВ, г. Дзержинск, Нижегородская область, Председатель Оргкомитета конкурса-фестиваля, член Президиума Российского Межрегионального Монархического просветительского Движения, Предводитель уездного Дворянского Собрания

В преддверии празднования 400-летия окончания Смутного времени и всенародного призвания на престол Династии Романовых и 200-летия Отечественной войны 1812 года

Под Высочайшим Покровительством Главы Российского Императорского Дома Е. И. В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны

ПОЛОЖЕНИЕ

о Первом Всероссийском фестивале-конкурсе исполнителей русского романса памяти Великого Князя Константина Константиновича (1858 – 1915)

«ВО ИМЯ ДОБЛЕСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ»

г. Нижний Новгород

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА

Фестиваль-конкурс проводится с целью популяризации литературного и поэтического наследия Великого Князя Константина Константиновича.

В 2012 г., предваряя праздничные торжества, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года, фестиваль-конкурс призван возродить интерес к славным страницам прошлого России

Задачи:

  • Популяризация русских национальных музыкальных традиций, певческой культуры.
  • Популяризация русского романса, как жанра музыкального искусства.
  • Воспитание молодого поколения россиян в традициях героического прошлого страны на примерах лучших представителей творческой и военной интеллигенции 1812 года, возрождение интереса к творчеству композиторов и поэтов – участников военных действий.
  • Выявление и поддержка талантливых исполнителей, авторов, любителей романса.
  • Содействие росту исполнительской культуры и мастерства солистов.
  • Привлечение к фестивалю средств массовой информации: прессы, телевидения, радио, а также широких масс населения.

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА

  • Департамент культуры, спорта и молодежной политики г. Нижнего Новгорода
  • Российское монархическое движение
  • Международная Славянская Академия наук, образования, искусств и культуры. Волго-Вятское отделение, г. Нижний Новгород
  • Ассоциация русского романса «Изумруд», г. Москва

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Всем желающим принять участие в конкурсе необходимо не позднее 10 февраля 2012 года представить заявку (приложение) в адрес Оргкомитета. К заявке на участие прилагаются следующие документы:

· резюме (краткая творческая биография, участие в конкурсах и фестивалях);

· копия документа об образовании;

· качественная цветная фотография (10x15см), желательно предоставление фотографии в цифровом формате с разрешением не менее 300 точек на дюйм;

Фотографии участников необходимы для изготовления программок и должны отвечать следующим требованиям: фон – светлый однотонный, 3\4 размера фотографии должен занимать портрет участника. (Заявки высылаются и на аккомпаниаторов)

При отсутствии своего аккомпаниатора необходимо выслать копии нотной записи музыки в нужной тональности исполнения для фортепиано.

НОМИНАЦИИ КОНКУРСА, ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В фестивале-конкурсе могут принимать участие профессиональные исполнители, а также музыканты-любители без ограничения возраста.

Номинации:

Профессиональное исполнение

Возрастные категории:

- 16-25 лет

- 26-35 лет

- От 36 лет

Любительское исполнение

Возрастные категории:

- 16-25 лет

- 26-35 лет

- От 36 лет

· Вокальные ансамбли без учета возрастных категорий

Будущее романса

- юные дарования в возрасте до 16 лет

Критерии оценки:

-исполнительское мастерство

-сценическое воплощение и художественный уровень

-соответствие репертуара Положению фестиваля

-артистичность и эмоциональность участников

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

В номинации «Профессиональное исполнение»могут принимать участие профессиональные исполнители, студенты консерваторий и других творческих ВУЗов и средних специальных учебных заведений по специальности «Вокальное искусство»и смежных с ней.

В номинации «Любительское исполнение»могут принимать участие любители данного жанра.

В номинации «Будущее романса»могут принимать участие учащиеся учреждений дополнительного образования детей, а также дети, занимающиеся в коллективах и студиях культурно-досуговых учреждений.

Прослушивание проводится в II тура (2 дня):

I тур – 17 февраля 2012 г. с 16.00 (Номинации: «Любительское исполнение», «Ансамбли»). Место проведения: Нижегородское хоровое училище (колледж). Адрес: площадь Минина, 4

II тур – 18 февраля 2012 г. с 14.00 (Номинации: «Профессиональное исполнение», «Будущее романса»). Место проведения: Нижегородское хоровое училище (колледж). Адрес: площадь Минина, 4

19 февраля 2012 г. с 15.00 – Церемония награждения и заключительный Гала-концерт лауреатов, дипломантов конкурса, почетных гостей и членов жюри. Концертный зал Государственного университета им. Н. Лобачевского. Адрес: ул. Б. Покровская, 37

Прослушивание проводится отдельно по всем номинациям, порядок определяется жеребьевкой.

Прибытие участников – с 16 февраля 2012 г.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОМУ РЕПЕРТУАРУ

Репертуар участников должен состоять из трех произведений в жанре романса, в том числе допускается исполнение современных или авторских романсов.

Обязательным является:

– исполнение одного произведения, связанного с творчеством Великого Князя. Это могут быть романсы на музыку или стихи Константина Константиновича.

– исполнение одного произведения композитора или поэта, участника Отечественной войны 1812 года (А. А. Алябьев, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, В. А. Жуковский, Ф. Н. Глинка и другие). Возможно исполнение русских народных песен, связанных с эпохой наполеоновского нашествия на Россию (например, русская народная песня «Шумел, гремел пожар московский»). Возможно также исполнение романсов современных российских композиторов на стихи русских поэтов XIXвека из популярных кинофильмов «Эскадрон гусар летучих», «О бедном гусаре замолвите слово», «Звезда пленительного счастья»и др. Например, романсы А. Журбина на стихи Д. В. Давыдова из к/ф «Эскадрон гусар летучих», романс А. Петрова на стихи М. Цветаевой «Генералам 1812 года»из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»и пр.

Третий романс выбирается участником произвольно.

Конкурс-фестиваль имеет жанровую специфику. Она заключается в том, что основной задачей этого музыкального праздника является популяризация не академического, классического романса, а романса городского, бытового, народного, салонного, любительского …

В связи с жанровой спецификой фестиваля в конкурсный репертуар участников не входят произведения композиторов-профессионалов академического направления (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», Н. А. Римского-Корсакова, П. И.Чайковского, С. В. Рахманинова и других).

Это связано с тем, что в современной России уже есть вокальные конкурсы или разделы конкурсов, посвященные творчеству Н. А. Римского-Корсакова, П. И.Чайковского, С. В. Рахманинова и т. д. В то время, как сегодня насущной необходимостью является популяризация исторических традиций исполнительства именно «демократических»жанров – городского, бытового, салонного романсов.

ВНИМАНИЕ!

Вышесказанное не относится к творческому наследию Великого Князя Константина Константиновича.

!!! Конкурсанты могут исполнять опус 63 П. И. Чайковского на стихи К. Р., а также произведения на его стихи композиторов А. Г. Рубинштейна, А. К. Глазунова, Р. Глиэра, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова и других. Так как без этого пласта музыки творческое наследие Великого Князя, поэта К. Р., было бы неполным.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОМУ РЕПЕРТУАРУ В НОМИНАЦИИ «БУДУЩЕЕ РОМАНСА»

Требования к репертуару участников в номинации «Будущее романса»более простые.

Репертуар данной номинации состоит из двух произведений.

Первое является обязательным и должно представлять творческое наследие Великого Князя Константина Константиновича (музыка или стихи) или композиторов или поэтов, участников Отечественной войны 1812 года. См. выше.

Второе конкурсное произведение выбирается участником произвольно. Это может быть, в частности, любая русская народная песня.

Конкурсанты могут выступать под собственный аккомпанемент или с аккомпаниатором.

Список рекомендуемых произведений прилагается. (см. Приложение №2, а также сайт в Интернете www.romansy.ru)

ВНИМАНИЕ! Использование для сопровождения выступления конкурсантов звуковой фонограммы не допускается.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

Каждый претендент на участие в конкурсе по прибытию вносит вступительный взнос.

В номинациях «Профессиональное исполнение», «Любительское исполнение»:

сольное исполнение – 1.000 руб.

вокальный ансамбль, всего – 1.500 руб.

В номинации «Будущее романса»:

сольное исполнение – 500 руб.

вокальный ансамбль, всего – 800 руб.

Вступительный взнос за концертмейстера – 500 руб.

Оплата проезда, проживания и питания конкурсантов осуществляется за счет участников конкурса. Всем участникам будет предоставляться возможность бесплатных репетиций.

НАГРАЖДЕНИЕ

Жюри имеет право своим решением не присуждать отдельные призовые места (Гран-при,1, 2, 3 места).

Обладателем Гран-при конкурса является один конкурсант, набравший наибольшее количество баллов в номинации «Профессиональное исполнение».

Лауреатами конкурса являются конкурсанты, завоевавшие соответственно 1, 2, 3 места в номинации «Профессиональное исполнение».

Обладатель Гран-при и лауреаты 1,2,3 степени в номинации «Профессиональное исполнение»награждаются дипломами и денежными премиями.

Победители конкурса в номинациях «Любительское исполнение»и «Будущее романса»награждаются дипломами и ценными подарками.

Конкурсанты, не завоевавшие главные награды конкурса, получают диплом Участника конкурса.

Оргкомитетом фестиваля-конкурса учреждаются специальные призы

«За лучшее исполнение романса на стихи или музыку Великого Князя Константина Константиновича»;

«За лучшее исполнение романса участников Отечественной войны 1812 года»; специальный приз «За лучшее авторское сочинение на стихи Великого Князя Константина Константиновича»;

«За лучшее авторское сочинение на стихи поэтов-участников Отечественной войны 1812 года».

Жюри имеет право своим решением присуждать равные места, не присуждать отдельные призовые места (Гран-при, 1, 2, 3 места).

Победители фестиваля-конкурса принимают участие в заключительном Гала-концерте.

Для лауреатов фестиваля-конкурса в номинации «Профессиональное исполнение»возможна организация гастрольных поездок.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА

Участникам бесплатно предоставляются репетиционные комнаты с фортепиано, время для репетиций.

ЖЮРИ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА

В состав жюри фестиваля-конкурса входят профессиональные исполнители романса, преподаватели вокальных дисциплин высших и средних учебных заведений столицы и городов России, учредители и организаторы. Возглавляет жюри председатель.

Итогом обсуждения конкурсных выступлений является протокол заседания членов жюри, на основании которого конкурсантам вручаются соответствующие дипломы. Жюри оценивает выступления участников по 10-бальной системе согласно критериям оценок выступлений.

При необходимости размещения конкурсантов в гостинице организаторами фестиваля-конкурса могут быть забронированы гостиничные номера за счет конкурсантов (указать в заявке).

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:

8-910-390-51-31 Председатель Оргкомитета ГРИГОРЬЕВ Игорь Борисович (г. Нижний Новгород)

8-915-328-47-01 Председатель жюри конкурса-фестиваля ШИРИНСКИЙ Надир Анварович (г. Москва)

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ

Фамилия, имя, отчество

Домашний адрес

Служебный адрес

Контактные телефоны (указать городской код):

Мобильный

Домашний

Рабочий

Репертуар (название произведений, ФИО авторов музыки и слов)

1.

2.

3.

Требуется ли аккомпаниатор (фортепиано). При отсутствии своего аккомпаниатора необходимо выслать копии нотной записи музыки в нужной тональности исполнения для фортепиано. Указанная в поданной заявке программа впоследствии изменению не подлежит.

Бронирование гостиницы (указать сроки проживания)

В какое время и каким видом транспорта предполагается приехать.

С условиями конкурса согласен (на)

Высылать документы не позднее 10 февраля 2012 г. в электронном виде на адрес сайта www.romansy.ru

Приложение 2

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КОНКУРСАНТАМИ РОМАНСЫ НА СТИХИ И МУЗЫКУ К. Р. – ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА

Шесть романсов П. И. Чайковского на стихи К. Р. Опус 63

1. Я сначала тебя не любила.

2.Растворил я окно.

3. Я вам не нравлюсь.

4.Первое свидание.

5.Уж гасли в комнатах огни.

6.Серенада (О дитя, под окошком твоим).

Шесть романсов, музыка К. Р.:

1. Луч денницы блеснул, дорогая. Стихи В. Гюго, пер. О. Лепко

2. Не верь мне, друг. Стихи графа А. Толстого

3. Он уж снился мне когда-то. Стихи А. Майкова

4. О, не пытайся дух унять тревожный. Стихи графа А. Толстого

5. Далеко, на самом море. Стихи А. Майкова

6. Горними тихо летела душа небесами. Стихи графа А. Толстого

Романсы на стихи К. Р.:

1. В Венеции. Серенада. Музыка Г. Гота

2. Колокола. Музыка А. Таскина

3. Умер, бедняга, в больнице военной. Обработка Я. Пригожего, русская народная песня

4. Я Вам не нравлюсь. Музыка Н. Зубова

5. Тебя я видела во сне. Музыка Е. Греве-Соболевской

6. Сирень. Музыка А. Железновой

7. Тебе одной. Музыка Д. Сартинского-бея

8. На балконе цветущей весной. Музыка Л. Николаева

9. Твоей любуясь красотой. Музыка Р. Эрлиха

10.Повеяло черемухой, проснулся соловей. Музыка Н. Галкина

См. также в Интернете. А. Б. ПАВЛОВ-АРБЕНИН.

Произведения русских композиторов на стихи Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича. Нотографический указатель

Его Императорское Высочество Государь Великий Князь Константин Константинович (1858 – 1915).

Он остался в памяти современников, как видный военачальник, музыкальный и общественный деятель, как президент Императорской Академии наук, ученый, драматург, переводчик, актер, музыкант, педагог …

Любителям словесности, меломанам, всем ценителям русской культуры Великий Князь Константин Константинович памятен и дорог, как поэт К. Р.

Это на его стихи так любил писать музыку П. И. Чайковский! Все тенора пели знаменитый романс Петра Ильича на стихи К. Р. «Растворил я окно», не менее популярны Серенада «О, дитя, под окошком твоим …», «Уж гасли в комнатах огни»… Речь идет об Опусе 63 – Шесть романсов на стихи К. Р. – цикл включает в себя также романсы «Я сначала тебя не любила», «Я вам не нравлюсь»и «Первое свидание».

Но не только Чайковский был пленен поэзией Константина Константиновича, на его стихи писали музыку и представители академической композиторской школы, и те, кто посвятил свое творчество бытовому, салонному романсу, народной песне. Среди первых – А. Г. Рубинштейн, А. К. Глазунов Р. Глиэр, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Калинников, Ц. Кюи, Э. Направник, С. Рахманинов, среди вторых – К. Агренев-Славянский, Е. Греве-Соболевская, Б. Гродзкий, Д. Корнилов, Н. Зубов, Я. Пригожий, Д. Сартинский-бей, А. Таскин и многие, многие другие. Всего почти 150 авторов! Около 100 стихотворных произведений К. Р. положено на музыку, многие неоднократно самыми разными авторами, а это несколько сотен романсов и песен!..

Стихотворение «Умер бедняга в больнице военной», музыку к которому сочинил сам народ, ставшее русской народной песней, в начале ХХ века знала и пела вся Россия, а граммофон разнес по всему миру! Выдающийся советский писатель Леонид Леонов отмечал, что «Беднягу»по популярности в народе можно было сравнить только с «Гибелью «Варяга».

В ноябре 1884 года состоялось первое собрание литературно-художественного кружка «Измайловские досуги». Инициатором и председателем нового образования был Великий Князь. Объединение это преследовало образовательно-просветительские цели. В собраниях кружка принимали участие известные поэты и музыканты, здесь читали стихи, ставили и играли пьесы, здесь показывались новые и исполнялись популярные и любимые музыкальные произведения. Девизом нового дела были следующие строки: «во имя доблести, добра и красоты», и все творческие свершения «Досугов»были своеобразным выражением культурного уровня военных того времени, таковы были духовные потребности русского офицерства. Именно в собраниях «Измайловских досугов»впервые был поставлен «Гамлет»В. Шекспира в собственном стихотворном переводе Великого Князя, здесь же увидела свет и его драма «Царь Иудейский». В этих постановках Константин Константинович выступал и как актер – он играл Гамлета, а в своей драме выступил в роли одного из учеников Христа Иосифа Аримафейского. За годы существования «Измайловских досугов»состоялось 223 собрания, а Великий Князь оставался председателем этого объединения до конца своей жизни.

В 1893 году Константин Константинович обратился за помощью к своему двоюродному брату Императору Александру III за субсидией в 400.000 рублей, что позволило начать строительство здания Московской консерватории. Позже пожертвовал на это благое дело 70.000 из своих личных средств. Но завершить грандиозный замысел удалось только после того, как опять же Константин Константинович обратился с ходатайством к своему племяннику Императору Николаю II с просьбой выделить еще 120.000 рублей для завершения «отделки большой концертной залы».

7 апреля 1901 года Великий Князь Константин Константинович торжественно открыл Большой зал Московской консерватории. В своей речи он сказал: «Настоящей Музыке служат, а не прислуживают. Служить русскому музыкальному искусству есть великое счастье для настоящей творческой личности; это значит быть причастным к ее истории и традициям, сохранять и чтить имена русских композиторов и музыкантов, которые создавали духовное величие русской музыки, а чтобы быть ее проводником, надо иметь чистую душу, трудолюбие и помыслы Творца, ибо душа и Божья милость избранника создают впоследствии настоящее чудо, которое потом созидается во благо России».

Император Николай II в своем послании подчеркивал: «Российский Императорский Дом никогда не был в стороне от тех личностей, которые создавали славу Государству Российскому и всегда был союзником и помощником во всех начинаниях среди деятелей культуры, искусства и образования … Вложенные средства в новое детище впоследствии дадут плоды и послужат на благо народа и его будущего».

Недавно в нотных архивах было сделано настоящее открытие, претендующее на музыкальную сенсацию!

Председателю Общества ревнителей памяти Великого Князя Константина Константиновича Эржану Сагимбековичу Юсупову (г. Санкт-Петербург) удалось обнаружить уникальное издание – 6 романсов с музыкой Константина Константиновича на стихи русских поэтов.

Этот опус включает в себя 3 романса на стихи графа А. К. Толстого: «Не верь мне, друг, когда в избытке горя», «О, не пытайся дух унять тревожный»и «Горними тихо летела душа небесами», 2 на стихи А. Майкова: «Он уж снился мне когда-то», «Далеко, на самом море»и один романс на стихи В. Гюго в переводе поэтессы Ольги Лепко: «Луч денницы блеснул, дорогая». Все произведения посвящены автором своим ближайшим родственникам.

2012 год – это год 200-летия начала Отечественной Войны 1812 года и Бородинского сражения.

Оргкомитетом конкурса-фестиваля и Канцелярией Главы Российского Императорского Дома будут учреждены специальные призы конкурсантам «За лучшее исполнение произведений авторов – участников Отечественной Войны 1812 года»(композиторы и поэты А. А. Алябьев, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, В. А. Жуковский, князь П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка и другие).

Конкурс призван обратить внимание самых широких кругов общественности на поэтическое и музыкальное наследие Великого Князя Константина Константиновича, а также возродить интерес к творчеству композиторов и поэтов эпохи Отечественной войны 1812 года.

Уникальность этого события не вызывает никаких сомнений – такого музыкального предприятия в России не было никогда.

В силу понятных причин за период Советской власти произведения К. Р. за исключением 6 популярнейших романсов с музыкой П. И. Чайковского не исполнялись. И почти все произведения, которые будут звучать в программе предполагаемого музыкального праздника, оживут впервые через 100-150 лет с момента их написания.

Это, безусловно, историческое событие позволит чрезвычайно обогатить историю развития жанра русского романса.

Элемент сенсационности происходящего, безусловно, привлечет внимание самых разных средств массовой информации страны – от специфически музыкальных до самых популярных ежедневных общественно-политических.

И, наконец, сам жанр русского романса, поэтический, светлый, сердечный, выражающий самые высокие и чистые устремления русского национального характера, как ничто другое может быть созвучен целям и задачам праздничных мероприятий грядущего 400-летия Российского Императорского Дома Романовых и 200-летия Отечественной войны 1812 года.

Please publish modules in offcanvas position.