Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Фейсбук

18 января 2012

Фестиваль-конкурс памяти Великого Князя Константина Константиновича в Нижнем Новгороде, посвященный грядущему 400-летию окончания Смуты и всенародного призвания на престол Династии Романовых, под Высочайшим покровительством Главы Российского Императорско

Фестиваль-конкурс памяти Великого Князя Константина Константиновича в Нижнем Новгороде, посвященный грядущему 400-летию окончания Смуты и всенародного призвания на престол Династии Романовых, под Высочайшим покровительством Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны

РЕЗЮМЕ

Конкурс призван обратить внимание самых широких кругов общественности на поэтическое и музыкальное наследие Великого Князя Константина Константиновича.

Уникальность этого события не вызывает никаких сомнений – такого музыкального предприятия в России не было никогда.

В силу понятных причин за период Советской власти произведения К. Р. за исключением 6 популярнейших романсов с музыкой П. И. Чайковского не исполнялись. И почти все произведения, которые будут звучать в программе предполагаемого музыкального праздника, оживут впервые через 100-150 лет с момента их написания.

Это, безусловно, историческое событие позволит чрезвычайно обогатить историю развития жанра русского романса.

Элемент сенсационности происходящего, безусловно, привлечет внимание самых разных средств массовой информации страны – от специфически музыкальных до самых популярных ежедневных общественно-политических.

И, наконец, сам жанр русского романса, поэтический, светлый, сердечный, выражающий самые высокие и чистые устремления русского национального характера, как ничто другое может быть созвучен целям и задачам праздничных мероприятий грядущего 400-летия Российского Императорского Дома Романовых.

В преддверии празднования 400-летия окончания Смутного времени и всенародного призвания на престол Династии Романовых

Под Высочайшим Покровительством Главы Российского Императорского Дома Е. И. В. Великой Княгини Марии Владимировны

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА

Фестиваль-конкурс проводится с целью популяризации литературного и поэтического наследия Великого Князя Константина Константиновича.

В 2011-12 г. г., предваряя праздничные торжества, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года, фестиваль-конкурс призван возродить интерес к славным страницам прошлого России

Задачи:

* Популяризация русских национальных музыкальных традиций, певческой культуры.

* Популяризация русского романса, как жанра музыкального искусства.

* Воспитание молодого поколения россиян в традициях героического прошлого страны на примерах лучших представителей творческой и военной интеллигенции 1812 года, возрождение интереса к творчеству композиторов и поэтов – участников военных действий.

* Выявление и поддержка талантливых исполнителей, авторов, любителей романса.

* Содействие росту исполнительской культуры и мастерства солистов.

* Привлечение к фестивалю средств массовой информации: прессы, телевидения, радио, а также широких масс населения.

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА

  • Департамент культуры, спорта и молодежной политики г. Нижнего Новгорода
  • Российское Монархическое просветительское Движение
  • Международная Славянская Академия наук, образования, искусств и культуры. Волго-Вятское отделение, г. Нижний Новгород
  • Ассоциация русского романса «Изумруд», г. Москва

В фестивале-конкурсе могут принимать участие профессиональные исполнители, а также музыканты-любители без ограничения возраста.

Номинации:

  • Профессиональное исполнение
  • Любительское исполнение
  • Вокальные ансамбли без учета возрастных категорий
  • Будущее романса - юные дарования в возрасте до 16 лет

Прослушивание проводится в II тура (2 дня):

I тур – 17 февраля 2012 г. с 12.00 (Номинации: «Любительское исполнение», «Будущее романса»).

II тур – 18 февраля 2012 г. с 12.00 (Номинации: «Профессиональное исполнение», «Ансамбли»).

19 февраля 2012 г. – Церемония награждения и заключительный Гала-концерт лауреатов, дипломантов конкурса, почетных гостей и членов жюри.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОМУ РЕПЕРТУАРУ

Репертуар участников должен состоять из трех произведений в жанре романса, в том числе допускается исполнение современных или авторских романсов.

Обязательным является:

– исполнение одного произведения, связанного с творчеством Великого Князя. Это могут быть романсы на музыку или стихи Константина Константиновича.

– исполнение одного произведения композитора или поэта, участника Отечественной войны 1812 года (А. А. Алябьев, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, В. А. Жуковский, Ф. Н. Глинка и другие). Возможно исполнение русских народных песен, связанных с эпохой наполеоновского нашествия на Россию (например, русская народная песня «Шумел, гремел пожар московский»). Возможно также исполнение романсов современных российских композиторов на стихи русских поэтов XIX века из популярных кинофильмов «Эскадрон гусар летучих», «О бедном гусаре замолвите слово», «Звезда пленительного счастья»и др. Например, романсы А. Журбина на стихи Д. В. Давыдова из к/ф «Эскадрон гусар летучих», романс А. Петрова на стихи М. Цветаевой «Генералам 1812 года»из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»и пр.

Третий романс выбирается участником произвольно.

Конкурс-фестиваль имеет жанровую специфику. Она заключается в том, что основной задачей этого музыкального праздника является популяризация не академического, классического романса, а романса городского, бытового, народного, салонного, любительского …

В связи с жанровой спецификой фестиваля в конкурсный репертуар участников не входят произведения композиторов-профессионалов академического направления (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», Н. А. Римского-Корсакова, П. И.Чайковского, С. В. Рахманинова и других).

Это связано с тем, что в современной России уже есть вокальные конкурсы или разделы конкурсов, посвященные творчеству Н. А. Римского-Корсакова, П. И.Чайковского, С. В. Рахманинова и т. д. В то время, как сегодня насущной необходимостью является популяризация исторических традиций исполнительства именно «демократических»жанров – городского, бытового, салонного романсов.

ВНИМАНИЕ!

Вышесказанное не относится к творческому наследию Великого Князя Константина Константиновича.

!!! Конкурсанты могут исполнять опус 63 П. И. Чайковского на стихи К. Р., а также произведения на его стихи композиторов А. Г. Рубинштейна, А. К. Глазунова, Р. Глиэра, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова и других. Так как без этого пласта музыки творческое наследие Великого Князя, поэта К. Р., было бы неполным.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОМУ РЕПЕРТУАРУ В НОМИНАЦИИ «БУДУЩЕЕ РОМАНСА»

Требования к репертуару участников в номинации «Будущее романса»более простые.

Репертуар данной номинации состоит из двух произведений.

Первое является обязательным и должно представлять творческое наследие Великого Князя Константина Константиновича (музыка или стихи) или композиторов или поэтов, участников Отечественной войны 1812 года. См. выше.

Второе конкурсное произведение выбирается участником произвольно. Это может быть, в частности, любая русская народная песня.

Оргкомитетом фестиваля-конкурса учреждаются специальные призы

«За лучшее исполнение романса Великого Князя Константина Константиновича»;

«За лучшее исполнение романса участников Отечественной войны 1812 года»; специальный приз «За лучшее авторское сочинение на стихи Великого Князя Константина Константиновича»;

«За лучшее авторское сочинение на стихи поэтов-участников Отечественной войны 1812 года».

!!! Полностью Положение фестиваля-конкурса, а также ноты рекомендуемых произведений опубликованы на сайте www.romansy.ru

!!! Там же можно оформить заявку на участие в фестивале-конкурсе

Его Императорское Высочество Государь Великий Князь Константин Константинович (1858 – 1915).

Он остался в памяти современников, как видный военачальник, музыкальный и общественный деятель, как президент Императорской Академии наук, ученый, драматург, переводчик, актер, музыкант, педагог …

Любителям словесности, меломанам, всем ценителям русской культуры Великий Князь Константин Константинович памятен и дорог, как поэт К. Р.

Это на его стихи так любил писать музыку П. И. Чайковский! Все тенора пели знаменитый романс Петра Ильича на стихи К. Р. «Растворил я окно», не менее популярны Серенада «О, дитя, под окошком твоим …», «Уж гасли в комнатах огни»… Речь идет об Опусе 63 – Шесть романсов на стихи К. Р. – цикл включает в себя также романсы «Я сначала тебя не любила», «Я вам не нравлюсь»и «Первое свидание».

Но не только Чайковский был пленен поэзией Константина Константиновича, на его стихи писали музыку и представители академической композиторской школы, и те, кто посвятил свое творчество бытовому, салонному романсу, народной песне. Среди первых – А. Г. Рубинштейн, А. К. Глазунов Р. Глиэр, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Калинников, Ц. Кюи, Э. Направник, С. Рахманинов, среди вторых – К. Агренев-Славянский, Е. Греве-Соболевская, Б. Гродзкий, Д. Корнилов, Н. Зубов, Я. Пригожий, Д. Сартинский-бей, А. Таскин и многие, многие другие. Всего почти 150 авторов! Около 100 стихотворных произведений К. Р. положено на музыку, многие неоднократно самыми разными авторами, а это несколько сотен романсов и песен!..

Стихотворение «Умер бедняга в больнице военной», музыку к которому сочинил сам народ, ставшее русской народной песней, в начале ХХ века знала и пела вся Россия, а граммофон разнес по всему миру! Выдающийся советский писатель Леонид Леонов отмечал, что «Беднягу»по популярности в народе можно было сравнить только с «Гибелью «Варяга».

В ноябре 1884 года состоялось первое собрание литературно-художественного кружка «Измайловские досуги». Инициатором и председателем нового образования был Великий Князь. Объединение это преследовало образовательно-просветительские цели. В собраниях кружка принимали участие известные поэты и музыканты, здесь читали стихи, ставили и играли пьесы, здесь показывались новые и исполнялись популярные и любимые музыкальные произведения. Девизом нового дела были следующие строки: «во имя доблести, добра и красоты», и все творческие свершения «Досугов»были своеобразным выражением культурного уровня военных того времени, таковы были духовные потребности русского офицерства. Именно в собраниях «Измайловских досугов»впервые был поставлен «Гамлет»В. Шекспира в собственном стихотворном переводе Великого Князя, здесь же увидела свет и его драма «Царь Иудейский». В этих постановках Константин Константинович выступал и как актер – он играл Гамлета, а в своей драме выступил в роли одного из учеников Христа Иосифа Аримафейского. За годы существования «Измайловских досугов»состоялось 223 собрания, а Великий Князь оставался председателем этого объединения до конца своей жизни.

В 1893 году Константин Константинович обратился за помощью к своему двоюродному брату Императору Александру III за субсидией в 400.000 рублей, что позволило начать строительство здания Московской консерватории. Позже пожертвовал на это благое дело 70.000 из своих личных средств. Но завершить грандиозный замысел удалось только после того, как опять же Константин Константинович обратился с ходатайством к своему племяннику Императору Николаю II с просьбой выделить еще 120.000 рублей для завершения «отделки большой концертной залы».

7 апреля 1901 года Великий Князь Константин Константинович торжественно открыл Большой зал Московской консерватории. В своей речи он сказал: «Настоящей Музыке служат, а не прислуживают. Служить русскому музыкальному искусству есть великое счастье для настоящей творческой личности; это значит быть причастным к ее истории и традициям, сохранять и чтить имена русских композиторов и музыкантов, которые создавали духовное величие русской музыки, а чтобы быть ее проводником, надо иметь чистую душу, трудолюбие и помыслы Творца, ибо душа и Божья милость избранника создают впоследствии настоящее чудо, которое потом созидается во благо России».

Император Николай II в своем послании подчеркивал: «Российский Императорский Дом никогда не был в стороне от тех личностей, которые создавали славу Государству Российскому и всегда был союзником и помощником во всех начинаниях среди деятелей культуры, искусства и образования … Вложенные средства в новое детище впоследствии дадут плоды и послужат на благо народа и его будущего».

Недавно в нотных архивах было сделано настоящее открытие, претендующее на музыкальную сенсацию!

Председателю Общества ревнителей памяти Великого Князя Константина Константиновича Эржану Сагимбековичу Юсупову (г. Санкт-Петербург) удалось обнаружить уникальное издание – 6 романсов с музыкой Константина Константиновича на стихи русских поэтов.

Этот опус включает в себя 3 романса на стихи графа А. К. Толстого: «Не верь мне, друг, когда в избытке горя», «О, не пытайся дух унять тревожный»и «Горними тихо летела душа небесами», 2 на стихи А. Майкова: «Он уж снился мне когда-то», «Далеко, на самом море»и один романс на стихи В. Гюго в переводе поэтессы Ольги Лепко: «Луч денницы блеснул, дорогая». Все произведения посвящены автором своим ближайшим родственникам.

Великий Князь Константин Константинович – реформатор военного образования в России.

В 1900 году Константин Константинович простился с Преображенским полком и был назначен Главным начальником военно-учебных заведений Российской Империи. С этого момента начинается новая веха в жизни Великого Князя и заполняется новая страница в истории военного образования в стране.

Константин Константинович начал с того, что постарался поднять престиж этой ступени военного образования, он хотел, чтобы выпускники кадетских корпусов покидали стены своих учебных заведений высокообразованными людьми и, прежде всего, озаботился уровнем преподавания гражданских дисциплин: истории, иностранных языков, литературы.

Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию юношей. В стенах кадетских корпусов на профессиональный уровень было поставлено преподавание живописи, скульптуры, создавались училищные оркестры, музыкальным предметам учили профессиональные музыканты, пение преподавалось как сольное, так и хоровое, воспитанники исполняли и светскую, и духовную музыку, постоянно пополнялись училищные нотные библиотеки, закупались первоклассные музыкальные инструменты. Преподавалось даже «выразительное чтение», для чего были приглашены за счет Главного управления военно-учебных заведений известные актеры Императорских театров!

Серьезное внимание уделялось танцам – кадеты кроме вальса, полонеза, мазурки должны были свободно чувствовать себя в менуэте, желающих обучали даже лезгинке!

Для кадетов была предоставлена возможность посещения самых разнообразных кружков и секций – от голубиного спорта и кролиководства до астрономии, например, в Одесском кадетском корпусе была собственная обсерватория.

В результате всех правок, изменений и дополнений программа обучения в российских кадетских корпусах включала в себя следующие предметы: Закон Божий, русский язык, церковно-славянский язык, иностранные языки – французский и немецкий (для желающих – английский), русскую словесность, математику, физику, космографию, историю, географию, чистописание, основы законоведения, статистику, артиллерию, тактику, военную топографию. Внеклассные дисциплины: строевое обучение, стрельба, верховая езда, вольтижировка (упражнения на лошади), гимнастика, плавание, фехтование, танцы, музыка, пение, этика. При Великом Князе военное воспитание переживало небывалый расцвет, система обучения в военных училищах Империи была признана лучшей в мире.

Константин Константинович в феврале 1910 года был назначен генерал-инспектором военно-учебных заведений и оставался на этой должности до конца своей жизни.

Он позаботился о любимых кадетах и после своего земного пути. В своем завещании он оставил личный капитал, который назвал «Константиновским», на пособия и нужды служащим и воспитанникам военных учебных заведений. Эта сумма сложилась из его жалованья за все годы нахождения на посту Главы военно-учебных заведений, за все 15 лет он не истратил из этого капитала ни копейки!

В эти годы Константина Константиновича называли «отцом всех кадет»!

Please publish modules in offcanvas position.